От чего зависит стоимость обязательного автострахования ОГПО

У каждого автовладельца в Казахстане должен быть полис обязательного автострахования ОГПО. Это требование закона. Если полиса нет – за это предусмотрен штраф. Условия по страхованию одинаковы во всех страховых компаниях и регулируются законом. Помимо этого, законом регулируется и стоимость самого полиса. В этой статье расскажем, от чего она зависит и почему может меняться.

Как считается стоимость полиса ОГПО

Стоимость полиса зависит от разных параметров. Например, от размера МРП, стажа вождения автовладельца, территории регистрации автомобиля и многого другого. У каждого параметра есть свой коэффициент.

Чтобы узнать стоимость полиса, нужно умножить все коэффициенты на специальную базовую страховую премию. Формула вот такая:

Стоимость полиса = базовая страховая премия (1,9 МРП) × коэффициент территории регистрации автомобиля × коэффициент типа автомобиля × коэффициент стажа вождения автовладельца × коэффициент срока эксплуатации автомобиля × коэффициент по системе бонус-малус (безаварийность автовладельца) × коэффициент срока страхования × дополнительные коэффициенты = 0 тенге

Эта же формула, но с коэффициентами:

(1,9 * 2 525 тенге) * 2,2 * 2,09 * 1,10 * 1,0 * 0,50 * 1 = 12 132 тенге

Если умножить все коэффициенты друг на друга, получится сумма, которую должен заплатить автовладелец (страховая премия).

Из чего состоит стоимость полиса ОГПО

Разберём по отдельности каждый параметр, влияющий на стоимость полиса.

1. Размер МРП

Минимальный расчётный показатель – это специальный коэффициент, который применяется в Казахстане. Он нужен для того, чтобы было проще считать, к примеру, налоги, размер пособий и платежей в бюджет. В зависимости от ожидаемого размера инфляции показатель увеличивается в начале каждого года – в среднем на 5%.

Например, в 2015 году МРП был установлен в размере 1 982 тенге, а в 2019 году уже 2 525 тенге.

В расчёте стоимости полиса МРП используется для так называемой базовой страховой премии. Её размер – 1,9 МРП. Именно на эту сумму затем будут умножаться коэффициенты.

2. Территория регистрации автомобиля

Для разных регионов Казахстана – разные коэффициенты. К примеру, самый низкий коэффициент – в Жамбыльской области, а самый высокий – в Алматы.

Название области

Коэффициент

1

  Алматинская область

1,78

2

  Южно-Казахстанская область

1,01

3

  Восточно-Казахстанская область

1,96

4

  Костанайская область

1,95

5

  Карагандинская область

1,39

6

  Северо-Казахстанская область

1,33

7

  Акмолинская область

1,32

8

  Павлодарская область

1,63

9

  Жамбылская область

1,00

10

  Актюбинская область

1,35

11

  Западно-Казахстанская область

1,17

12

  Кызылординская область

1,09

13

  Атырауская область

2,69

14

  Мангистауская область

1,15

15

  Алматы

2,96

16

  Астана

2,2

По данным из Закона РК от 1 июля 2003 года № 446-II Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

Для городов, которых нет в таблице, действует коэффициент 0,8.

Принадлежность к городу считается по регистрации автомобиля. То есть, если вы находитесь, к примеру, в Шымкенте, но ваш автомобиль зарегистрирован в Алматинской области, применяется коэффициент Алматинской области.

3. Тип транспортного средства

Страховку нужно оформлять для разных транспортных средств: легковых, автобусов, грузовых, троллейбусов, трамваев, мототранспорта и прицепов. Для каждого типа – разные коэффициенты и, соответственно, стоимость страховки.

Вот таблица с коэффициентами для всех типов транспорта:

Тип транспортного средства

Классификация транспорта

Коэффициент

1

  Легковые

  «В» – автомобили легче 3 500 кг, число сидячих мест – меньше 8

2,09

2

  Автобусы до 16 пассажирских мест включительно

  «Д» – автомобили для перевозки пассажиров: 8 – 16 сидячих мест (не считая сидения водителя)

3,26

3.

  Автобусы свыше 16 пассажирских мест

  «Д» – автомобили для перевозки пассажиров: 16 и больше сидячих мест (не считая сидения водителя)

3,45

4

  Грузовые

  «С» – грузовые автомобили тяжелее 3 500 кг

3,98

5

  Троллейбусы, трамваи

  Троллейбусы, трамваи

2,33

6.

  Мототранспорт

  «А» – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства

1,00

7.

  Прицепы (полуприцепы)

  «Е» – составы транспортных средств с тягачами, относящимися к категориям транспортных средств «В», «С» или «Д»

1,00

По данным из Закона РК от 1 июля 2003 года № 446-II Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

4. Возраст и стаж вождения автовладельца

Чем старше водитель и чем больше стаж его вождения – тем дешевле страховка. Считается, что такой водитель опытнее других.

Самый высокий коэффициент по этому параметру у автовладельцев младше 25 лет, которые только-только начали водить машину.

Возраст и стаж вождения

Коэффициент

1

  Менее 25 лет/стаж вождения менее 2 лет

1,10

2

  Менее 25 лет/стаж вождения более 2 лет

1,05

3

  25 лет и старше/стаж вождения менее 2 лет

1,05

4

  25 лет и старше/стаж вождения более 2 лет

1,00

По данным из Закона РК от 1 июля 2003 года № 446-II Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

5. Срок эксплуатации автомобиля

Чем старше автомобиль, тем выше коэффициент. И наоборот: коэффициент ниже если автомобилю меньше 7 лет.

6. Срок страхования

Если вы автовладелец, то покупаете полис ровно на год (таковы требования). Но есть и те, кому разрешено покупать полисы на срок поменьше. Как правило, это иностранцы, временно въезжающие в страну на своей машине, и владельцы сезонной техники, которая большую часть времени может стоять в гараже.

Поэтому существуют разные коэффициенты срока страхования – в зависимости от того, насколько оформляется полис. «Обычный» коэффициент (на год) – 1, а самый маленький, для тех, кто оформляет полис до 15 дней, – 0,2.

7. Коэффициент «бонус-малус»

Опытные автовладельцы, которые не первый год оформляют обязательную страховку ОГПО, знают, что на стоимость полиса влияет коэффициент безаварийности. Он же называется «бонус-малус». Если просто, то система «бонус-малус» – это таблица, в которой учитывается аварийность автовладельцев.

Вот так выглядит таблица классов безаварийности:

Класс на начало срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев по вине страхователя (застрахованного)

0 страховой случай

1 страховой случай

2 страховых случая

3 страховых случая

4 и более страховых случая

  Класс М

2,45

0

М

М

М

М

  Класс 0

2,30

1

М

М

М

М

  Класс 1

1,55

2

М

М

М

М

  Класс 2

1,40

3

1

М

М

М

  Класс 3

1,00

4

1

М

М

М

  Класс 4

0,95

5

2

1

М

М

  Класс 5

0,90

6

3

1

М

М

  Класс 6

0,85

7

4

2

М

М

  Класс 7

0,80

8

4

2

М

М

  Класс 8

0,75

9

5

2

М

М

  Класс 9

0,70

10

5

2

1

М

  Класс 10

0,65

11

6

3

1

М

  Класс 11

0,60

12

6

3

1

М

  Класс 12

0,55

13

6

3

1

М

  Класс 13

0,50

13

7

3

1

М

По данным из Закона РК от 1 июля 2003 года № 446-II Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

Исходя из статистики аварийности автовладельца ему присуждается класс безаварийности. Самый минимальный («дорогой») – это М. Он присуждается тем, кто часто становится виновником ДТП, и тем, кто покупает полис впервые. Максимальный (и самый «дешёвый») класс – 13.

Благодаря системе «бонус-малус» стоимость полиса ОГПО зависит от того, насколько автовладелец аккуратно водит. Чем аккуратней он водит, тем выше класс и дешевле страховка.

Чтобы было понятно, насколько сильно бонус-малус отражается на стоимости полиса, вот пример:

Есть два водителя Иван и Талгат. Они одного возраста, с одинаковым стажем, ездят на одинаковых машинах, зарегистрированных в одном городе. Единственное отличие – класс безаварийности. У Ивана минимальный класс – М, потому что он был виновником двух ДТП. У Талгата максимальный класс – 13, потому что он водит аккуратно, никогда не нарушает ПДД и ни разу не попадал в ДТП.

Исходные данные:

  • город регистрации – Астана,
  • тип машины – легковая,
  • возраст и стаж вождения – 25 лет и старше/стаж вождения более 2 лет,
  • возраст машины – до 7 лет.

Результаты: Иван заплатит за страховку 54 044 тенге, а Талгат всего 11 029 тенге.

Откуда страховые компании знают бонус-малус автовладельцев и где они берут данные об аварийности?

Чтобы оформить полис, автовладелец предоставляет страховой компании своё удостоверение личности. Менеджер страховой компании вводит ИИН автовладельца в страховой калькулятор в специальной системе, которая регулируется Нацбанком. Именно в этой системе хранится вся информация об автовладельцах – история покупок страховых полисов, данные об аварийности и так далее. Для посторонних эти данные скрыты и защищены.

8. Другие факторы, влияющие на стоимость полиса

Помимо основных факторов существуют и «дополнительные»: резидентство (для иностранцев полисы дороже) и наличие в полисе другого человека, который тоже может управлять автомобилем.

Что нужно запомнить

  • Автострахование ОГПО – обязательное для всех автовладельцев в Казахстане. Даже для иностранцев, если они въезжают в стране на своей машине.
  • Стоимость полиса ОГПО зависит от многих параметров: размера МРП, территории регистрации автомобиля, типа транспорта, возраста и стажа вождения автовладельца, срока эксплуатации автомобиля, срока страхования, коэффициента безаварийности, резидентства, количества автовладельцев в страховке.
  • Стоимость страховки может отличаться для жителей из разных городов, автовладельцев с разным возрастом и стажем, классом безаварийности.
  • Стоимость полиса можно снизить, если не нарушать ПДД и водить аккуратно. Для автовладельцев, которые не становятся виновниками ДТП, полис становится дешевле каждый год.
  • Стоимость полиса меняется из-за того, что меняется размер МРП. Тарифы остаются неизменными.
  • Оформить полис можно на нашем сайте. Весь 2019 год среди клиентов разыгрываем автомобили и множество других призов.