Как COVID-19 повлиял на жизнь казахстанских автовладельцев

В ходе исследования специалисты страховой компании Freedom Finance Insurance узнали, как коронавирус повлиял на автосферу, и каких перемен ожидать казахстанским автовладельцам в 2021 году.

Пандемия COVID-19, которая в прошлом году охватила весь мир, внесла колоссальные изменения во все сферы жизни. Карантинные меры в большинстве стран пошатнули экономику: произошел обвал цен на нефть, девальвация, приостановка производств, закрытие внешних границ. 

Однако отмечаются и положительные факторы, сопровождающие пандемию: с уменьшением количества автомобилей, снизился уровень смога, сократились аварии на дорогах и преступность, в том числе автомобильные кражи. А также появились удобные онлайн сервисы, с помощью которых автовладельцы могут не только оформлять автостраховку в течение пяти минут, не выходя из дома, но и оплачивать ее стоимость в рассрочку до полугода. 


Новые авто стали дороже

По данным auto.vercity, в прошлом году мировые продажи автомобилей снизились на 21,3 млн. авто. Это 24%. На отечественном авторынке продажи упали не так сильно: количество проданных автомобилей сократилось на 2,2% в сравнении с 2019 годом. Всего было продано 74,5 тыс. автомобилей.


Самым кризисным периодом оказала весна, когда в стране действовал режим ЧП. Летом ситуация с продажами восстановилась. Однако из-за ограничительных мер на границах и проблем с доставкой новых партий осенью наблюдался дефицит автомобилей, особенно на первичном рынке. Как итог, всё это повлияло на стоимость новых авто. По заявлениям экспертов отечественного автопрома, в 2021 году цены на легковой транспорт в Казахстане уже подскочили в среднем на 17% в сравнении с прошлым годом. Рост цен продолжится, так как зависит от курса доллара. Также на подорожание авто могут повлиять возможные карантинные ограничения, связанные с коронавирусом.


Бензин подорожал

Продажи бензина в 2020 году упали на 12%. Наравне с этим, практически весь год цены оставались на одном уровне. Однако в ноябре произошел незначительный рост: АИ 92 подорожал на 2,7%, АИ 95 и АИ 96 – на 0,8%, АИ 98 – на 1,4%.


Цены на бензин могут продолжить расти вместе с курсом доллара и повышением спроса у населения.

 

Дефицит запчастей

В марте прошлого года начались перебои с поставками запчастей из-за закрытия границ, импортные производители временно поставили на паузу производство автозапчастей, а из-за ужесточения правил ввоза товаров значительно выросли логистические расходы. Эти факторы способствовали подорожанию автозапчастей на казахстанском авторынке. Помимо этого, на рост стоимости импортных запчастей повлияло снижение курса тенге.


В 2021 году автозапчасти продолжают дорожать. Происходит это в связи с ростом курса доллара, а также с изменением стоимости утильсбора.


Стоимость ремонта в автосервисах осталась на прежнем уровне

В начале весны прошлого года многим СТО пришлось временно закрыться. Несмотря на то, что автосервисы понесли убытки, стоимость ремонта не повысилась. В 2021 году, по мнению экспертов, стоимость ремонта как в обычных СТО, так и в сервисных центрах официальных дилеров меняться не будет.


Как COVID-19 повлиял на статистику автоугонов

За первые месяцы 2020 года количество угонов в РК снизилось почти вдвое в сравнении с 2019 годом. Такие показатели произошли из-за введения строго карантина в марте-апреле. Однако осенью статистика показала за 8 месяцев увеличение краж авто на 14% в сравнении с 2019 годом. Самыми угоняемыми марками за этот период стали Toyota, Lada, Mazda, Honda, BMW и Hyundai.


Эксперты считают, что в 2021 году количество автокраж может увеличиться. Причины – финансовый кризис и увеличение безработицы. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, показатели уровня безработицы за прошлый год изменились всего на 0,1% в сравнении с 2019 годом и составили 4,9% всего населения.


Казахстанские автовладельцы стали чаще страховаться

Несмотря на ограничительные меры на дорогах, связанные с карантином, в 2020 году объем страховых премий обязательного автострахования ОГПО вырос на 5,4% в сравнении с 2019 годом, и составил 81,1 млрд. тенге.

Количество оформленных полисов ОГПО онлайн увеличилось на 84% по сравнению и составило 386 422 договора.


Рост страховых премий во время пандемии обусловлен тем, что больше людей стало оформлять автостраховки онлайн на сайтах страховщиков.


«Автовладельцы стали чаще покупать автостраховку в рассрочку. Для кого-то это удобно, а кто-то не может позволить себе оплатить полис сразу. С таким сервисом можно существенно облегчить финансовое положение, например, когда страхователь временно лишился дохода из-за кризиса (полностью или частично) или не может позволить оплатить страховку сразу при оформлении», – рассказали в СК Freedom Finance Insurance.


Снизилось количество ДТП

Из-за карантина и ограничений на дороге в 2020 году количество аварий снизилось на 19%. По данным МВД РК, самая распространённая причина ДТП в стране – это превышение скорости. В 2019 году на неё пришлось 34% всех аварий.


Несмотря на то, что движение на дорогах восстановилось, все же весомого увеличения показателей ДТП в 2021 году не прогнозируют. Если обратить внимание на ежегодную статистику, то из года в год наблюдается снижение количества официально зарегистрированных ДТП. Так, по данным МВД РК, количество зарегистрированных аварий последние 5 лет в среднем сокращается на 5 %.

 Этому способствует улучшение качества дорог, увеличение числа приборов слежения за соблюдением автовладельцев правил дорожного движения и другая модернизация дорожно-транспортной системы.


Страховые компании стали чаще выплачивать автовладельцам

Во время режима ЧП резко сократилось число машин на дорогах, что повлияло на количество ДТП и страховые выплаты. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в 2020 году по обязательному автострахованию ОГПО было осуществлено 69 386 страховых выплат на сумму 29,3 млрд. тенге. Это на 7,4% ниже показателей 2019 года.


Последние два года чаще всего страховые выплаты по ОГПО получают автовладельцы из Алматы. В 2019 году в этом регионе сумма выплат составила 8,6 млрд. тенге. На втором месте Нур-Султан и Туркестанская область – 3,3 млрд. тенге и 3,1 млрд. тенге соответственно.


Меньше всего выплат по обязательному автострахованию ОГПО в 2019 году произведено в Мангистауской и Северо-Казахстанской областях – по 0,5 млрд. тенге.


В 2021 году средняя выплата при ДТП увеличилась. На данный момент она составляет 422,3 тыс. тенге. Осенью 2020 года средняя сумма выплаты составляла 410,5 тенге.


С ослаблением карантина на дорогах снова возросло количество машин и ДТП. В этом году ожидается рост страховых выплат.


«При ДТП необходимо вызвать сотрудников дорожной полиции и аварийного комиссара. Автомобиль должен находиться на месте до их приезда. В том случае, если размер ущерба не превысит 350 000 тенге, страховая компания может осуществить компенсацию на месте ДТП. Эти условия по выплатам есть только в СК Freedom Finance Insurance», – отметили эксперты страховой компании.