Теперь застраховаться можно онлайн на сайте страховщиков, после чего на телефон придет SMS-сообщение с номером полиса. Специалисты страховой компании Freedom Finance Insurance проанализировали собственную статистику и составили портрет среднестатистического покупателя онлайн-страховки.
Сколько всего в Казахстане продали электронных полисов
По данным Нацбанка, всего в 2019 году казахстанские автовладельцы физ.лица купили 4,8 миллионов полисов обязательного автострахования ОГПО. Это на 8,8% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что по закону все оформленные в прошлом году страховые полисы считаются электронными, однако не все проданные страховки можно причислить к онлайн-страхованию. Потому что их оформляли привычным способом – в офисах страховых компаний, у агентов или с помощью онлайн-заявки через сайт страховщиков.
При этом к онлайн-страхованию можно отнести только те полисы, которые были полностью куплены онлайн. Для этого автовладельцу нужно было самостоятельно зайти на сайт страховой компании, ввести личные данные и оплатить заказ банковской картой. Таких страховок в 2019 году было около 60 тысяч. Это 1,23% от общего числа оформленных полисов.
Больше всего онлайн-полисов, по данным Государственного Кредитного Бюро, продала Freedom Finance Insurance. На компанию пришлось 55,5% всех электронных полисов в стране. При том, что компания начала оформлять полисы только во втором полугодии 2019 года.
Кто покупает полисы онлайн
В 2018 году мировой рынок электронной коммерции достиг $2,86 триллионов. В Казахстане рынок скромнее – по данным МНЭ РК, в 2018 году объем электронной розничной торговли составлял 144,6 млрд тенге. При этом 68% рынка электронной коммерции приходится на товары и 32% – на услуги, среди которых продажа авиа- и железнодорожных билетов, оплата культурных мероприятий и коммунальных услуг.
Однако в последние годы растет объем финансовых услуг. Например, по данным QIWI, в 2019 году на финансовые услуги пришлось 22% всех платежей. При этом объем этих операций увеличился за год на 33%.
При этом среднестатистический онлайн-покупатель – это люди в возрасте от 25 до 34 лет. На этот возрастной сегмент приходится основная доля покупателей. Следом идет возрастной сегмент людей в возрасте от 35 до 44 лет. Как правило, в большей степени это жители Нур-Султана и Алматы. Для покупок они чаще всего используют смартфоны и в меньшей степени – компьютеры.
В целом это совпадает с портретом среднестатистического покупателя онлайн-страховок. По данным Freedom Finance Insurance, электронные полисы онлайн в Казахстане покупают:
· Мужчины чаще покупают страховку онлайн. На мужчин пришлось 89% всех купленных онлайн-полисов ОГПО. При этом чаще всего женщины предпочитали страховаться на сайте компании (15,3%), чем в терминалах или через другие способы страхования (9,8%).
· Средний возраст покупателя – 38 лет.
· Средний уровень безаварийности (бонус-малус) – 10. Показатель бонус-малус – это система, которая исходя из статистики аварийности автовладельца присуждает ему класс безаварийности. Самый минимальный – это М. Он присуждается тем, кто часто становится виновником ДТП и тем, кто покупает полис впервые. Страховка для автовладельцев с этим уровнем дороже. Максимальный и самый «дешевый» класс – 13.
Онлайн-страхование – важный шаг для всего казахстанского страхового рынка. Это не только экономит время автовладельцев, но и помогает бороться с поддельными страховками и искоренить случаи, когда автовладельцы, попавшие в ДТП по чужой вине, не могут получить выплату.
«В стране активно развивается электронная коммерция. Казахстанцы стали чаще покупать онлайн. Это касается не только массовых товаров и услуг, но и финансовых продуктов. Исходя из полученных данных, мы видим, что покупка страховки онлайн – это не только прерогатива «продвинутой» аудитории, а гораздо более массовое явление. Мы уверены, что благодаря преимуществам электронных полисов, число покупателей онлайн-страховок будет расти», – прокомментировал председатель правления Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.